Как только люди стали возвращаться к жизни после периода разрухи, гражданской войны и военного коммунизма, одежда, олицетворяющая суровое и безжалостное время, стала обретать черты моды. НЭП принес в повседневную жизнь цвета и настроение, и в гардеробе части горожан появились ботинки «шимми», или «джимми», сделанные из светлой, почти желтой кожи. Наибольшая концентрация такой обуви отмечалась, разумеется, в Москве и Ленинграде.
Согласитесь: желтые ботинки смотрятся если не вызывающе, то весьма заметно. В нэповской России они стали атрибутами обновленной жизни наряду с котиковыми манто и шелковыми чулками. Большую популярность приобрели гамаши и «бульдоги». Первые представляли собой вязаные или сшитые чехлы белого цвета, которые надевались на мужские ботинки, вторые были мужскими ботинками с тупыми носками.
Получается, что по улицам 1920-х годов многие люди ходили в обуви, которая привлекала к себе взгляды (как восхищенные, так и удивленные). А сейчас? Мужская обувь стала нейтральной: неяркие кроссовки, классические черные ботинки, изредка – мокасины. Джентльмен в желтых ботинках сегодня будет воспринят как пижон, франт или чудак.
Вроде коллективизм уже перестали культивировать, а стремление обуться максимально невыразительно, так, чтобы ничем не выделяться из толпы чужих ног, осталось. И не просто осталось – укоренилось очень прочно.