Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Нарекаю тебя Революцией

Даже в глубоко советские годы у многих детей были крестные. Во всяком случае, я то и дело слышала высказывания типа «мне крестная подарила», «в субботу поедем к крестной». В стране победившего атеизма это выглядело странным.

Вообще обыденная религиозность является одной из самых значимых повседневных практик. В ней наиболее точно отражаются представления людей о нравственных нормативах. Конечно, истинная вера и обыденная религиозность связаны между собой весьма условно (если вообще связаны), но и первая, и вторая имеют большое значение для формирования ментальности. Большинство посетителей церквей всю жизнь остаются в неведении относительно сути веры и догм вероисповедания, но цепко держатся за обряды и внешне оформленные традиции.


Сто лет назад (точнее – девяносто девять) у православной церкви отняли акт фиксации рождений. Документы о рождении стали выдавать государственные органы, а не работники церквей, и выдача такого документа перестала быть связанной с крещением. Несмотря на это даже в 1920-е годы не только сельское, но и городское население продолжало обращаться к церкви в случае рождения детей.

В 4-м номере журнала «Антирелигиозник» за 1929 год указано, что в 1922-1924 годах были крещены 70% новорожденных москвичей, а спустя 6 лет младенцев, которых родители крестили в православной церкви, стало лишь 57,8%. Крестины, более не связанные с документальным оформлением появления на свет нового гражданина, сохранялись как повседневная традиция.

В противовес традиционному церковному обряду руководители партийных ячеек организовывали «звездины» - под звуки революционных маршей молодых родителей поздравляли с появлением сына или дочери, вручая на память томик марксистско-ленинской литературы. «Озвезденных» младенцев нарекали именами (иногда – весьма своеобразными) и иногда сразу же записывали в кандидаты в комсомол.

Постепенно крестины младенцев превратились в бабушкину прихоть, удовлетворяемую тайком от общественно-ориентированных родителей.


Tags: история, повседневность
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Ткани

    Ткани. Для меня это слово - не просто название куска материи, из которой можно сшить штаны и юбку. Для меня «ткани» – это возможности. Возможности…

  • Сад, где растут дети

    Фридрих Фрёбель – это имя знакомо только знатокам истории педагогики. Сын пастора, рано лишившийся матери и проведший все детство на чужих руках, он…

  • Только не торт!

    - Ой, только не торт! - воскликнула дама, сопроводив свое требование гримасой соответствующего содержания. Он и она, по-видимому, давно состоящие в…

  • Тяжелая участь школьника

    Накануне нового учебного года родители и ученики кинулись в канцелярские лавки за очередной партией школьных принадлежностей. Самые…

  • Время для бунта

    Мировой экономический кризис, отсутствие позитивных перемен в социальной сфере, снижение доверия к верховной власти – вот три основных причины, по…

  • Публике не угодишь?

    Однажды (или дважды и даже трижды) я уже писала о том, что в нашем городе проводится огромное количество всевозможных выставок, перфомансов и…

  • Наш тихий буйный городок

    Несколько дней кропотливых поисков и несколько недель надежды, казавшейся призрачной, наконец увенчались успехом! Я была уверена (ну, почти уверена),…

  • Германцы - молодцы

    Когда мы с мужем были в Берлине, я не обратила внимания на городскую железную дорогу, о чем теперь очень сожалею. А ведь мы ей пользовались, но…

  • Путешествие в ветхую «Женскую жизнь»

    Из библиотеки я всегда прихожу не только обогащенная знаниями, большая часть из которых выветривается из моей головы в течение недели (правда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments