После долгих лет наполеоновской эпопеи людям захотелось уюта. Так в Европе возник бидермейер – стиль, воплотивший романтическую интимность провинциального покоя. К 1815 году Москва стала провинциальным городом частной жизни, и потому интерьеры московских особняков стали прекрасными моделями для живописных полотен, выполненных в новом стиле. На картинах тех лет изображена идеальная среда для счастливой частной жизни.


В этих картинах воплотился культ уютного интерьера, сложившегося на основе классических пропорций.
Пространство не воспринимается как загроможденное, а предметы не стесняют движений. Задача нового интерьера – формировать ощущение покоя и защищенности.
Разумеется, домашний интерьер изображался на картинах и раньше: это был голландский интерьер XVII века


Но вы видите существенную разницу? В XVII веке зритель предполагался находящимся внутри помещения, и потому он довольно близко видел только часть «кадра», в то время как в XVIII веке зритель смотрел на изображенный интерьер со стороны, как на демонстрационный образец, представленный для подражания. Если голландский быт XVII века наполнен светом, настроением, воздухом и запахами, то русский интерьер XVIII века решает иную, практическую, задачу – научить зрителя обставлять свои комнаты.
Жаль, что бидермейер просуществовал всего три с небольшим десятилетия. В 1848 году случилась буржуазно-демократическая революция, и поэтике камерного быта пришел конец.