Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Признак дурачины

У многих моих коллег и знакомых в этом году дети впервые пошли в школу, поэтому теперь мы обсуждаем их первые впечатления.

Моя дочка школу закончила, и уже десять лет я сильно далека от подробностей жизни нормального ребенка в стране знаний, а вот воспоминания из собственного школьного детства, дополненные моими взрослыми оценками далеких событий, иногда всплывают в памяти.


Теперь я понимаю, что образцом педагогической осторожности была наша учительница по географии Маргарита Александровна. Еще в те годы, когда школа жила по принципу «учитель всегда прав», она никогда не допускала высказываний, которые можно трактовать как попытку оскорбить ученика.

Маргарита Александровна ценила дисциплину и отступлением от нее считала все, что связано со звуком: реплики, вздохи, храп, смех. Особенно – смех. Видимо, смех ассоциировался у нее с началом бунта. Если кто-то начинал смеяться над чьей-то шуткой или случайно возникшим поводом, Маргарита Александровна произносила: «Смех без причины – признак кой-чего». Мы все понимали, что других вариантов, кроме «дурачины», под «кой-чего» не предполагается, но эту потенциально оскорбительную концовку пословицы Маргарита Александровна никогда не проговаривала.

А вдруг кто-то вздумает обвинить ее в том, что она обозвала ученика дураком? Не выйдет, товарищи! «Кой-чего» - это просто кой-чего.

Маргарита Александровна всегда держала руки скрещенными на груди (если только не возила указкой по географической карте). Это была ее привычная поза. Если кто-то из старшеклассников хотел изобразить географичку, было достаточно принять характерную позу, чтобы всем стало понятно, пародия на какой персонаж перед ними. Она любила медленно проходить между рядами, когда мы раскрашивали контурные карты, и каждый, около кого она приостанавливалась, начинал заштриховывать Албанию или Мексику с особой тщательностью. Иногда вследствие чрезмерной старательности высунув язык. Чем самозабвенней ученик заполнял цветом контуры чужого государства, тем строже велела Маргарита Александровна: «Аккуратнее, не мажь!».

Уроки географии мне нравились всегда. Теперь я понимаю, что не благодаря педагогическому мастерству учителя, а скорее вопреки ему. Мы последовательно и в строгом соответствии с программными требованиями изучали разные страны и экономику нашего обреченного государства, но уже тогда было понятно, что мир – шире и интереснее, чем описано в учебнике.

В самых отчаянных случаях, когда замечания про «признак кой-чего» не работали, Маргарита Александровна строго говорила: «Выйди в коридор и подумай!». Я так и не поняла, почему условия для подумать в коридоре были лучше, чем в географическом кабинете? Может быть, потому что в кабинете от мыслей нас отвлекал учитель?

В 9 классе между учительницей и учеником возникла конфликтная ситуация. Было очевидно, что географичка не права, но свою ошибку она никогда не признает. Мы были подростками, но не тридцатых годов, и потому решили отстоять свою позицию. Тогда это казалось принципиально важным. Исчерпав все пословицы и иные ресурсы педагогического шипения, Маргарита Александровна крикнула: «Выйдите в коридор и подумайте!». По ее расчетам, выйти из класса должно была два парня. Но мы вышли все. Встали и вышли.

Помню, с каким недоумением смотрела на нас Маргарита Александровна, как она расцепила руки и выводила ими круги, пытаясь дирижировать вышедшим из-под контроля классом.

Мы толпой весело бежали с пятого этажа на первый – навстречу свободе. До перестройки оставался ровно год.

Tags: заметки, личное
Subscribe

Posts from This Journal “личное” Tag

  • Как я не внесла вклад в науку (окончание)

    Начало Продолжение Увлеченная работой с пациентами детской психиатрической больницы, помощью пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и…

  • Как я не внесла вклад в науку (продолжение)

    После комического расставания с научным заведением и по мере того, как дочка приобретала самостоятельность, я снова начала совмещать основную работу…

  • Как я не внесла вклад в науку (начало)

    Три четверти моих друзей и подружек – доктора наук, и все они без исключения задают мне вопрос «почему ты до сих пор не защитилась?». Кто-то задает…

  • Хороша страна Кальдония!

    Если вы не читали повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» или вообще впервые слышите фамилию этого писателя, то вы – не советский ученик (вам…

  • У нас там не орехи!

    «У Вас там что? Орехи?!» – с легкой иронией спросила меня дама, выдававшая посылку. При этом коробка, которую она потряхивала с профессиональной…

  • Светлое будущее

    Когда я занимаюсь очередной «инвентаризацией» домашнего хозяйства, в руки мне попадаются довольно приятные вещицы, не нашедшие пока активного…

  • Теория и практика

    Думаю, что мой муж напрасно выучился на физика-теоретика. Мне кажется, ему теоретическая ядерная физика в жизни не пригодилась ни разу ( во всяком…

  • Незолотой ключик

    Двадцать лет назад, уезжая в далекую страну на постоянное место жительства, заведующая отделением, в котором я начинала работать клиническим…

  • Сочувствие

    Русский язык - не только великий и могучий (как уверял Иван Сергеевич), но и весьма странный. Одно из странных слов – «сочувствие». Если разделить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments