Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Признак дурачины

У многих моих коллег и знакомых в этом году дети впервые пошли в школу, поэтому теперь мы обсуждаем их первые впечатления.

Моя дочка школу закончила, и уже десять лет я сильно далека от подробностей жизни нормального ребенка в стране знаний, а вот воспоминания из собственного школьного детства, дополненные моими взрослыми оценками далеких событий, иногда всплывают в памяти.


Теперь я понимаю, что образцом педагогической осторожности была наша учительница по географии Маргарита Александровна. Еще в те годы, когда школа жила по принципу «учитель всегда прав», она никогда не допускала высказываний, которые можно трактовать как попытку оскорбить ученика.

Маргарита Александровна ценила дисциплину и отступлением от нее считала все, что связано со звуком: реплики, вздохи, храп, смех. Особенно – смех. Видимо, смех ассоциировался у нее с началом бунта. Если кто-то начинал смеяться над чьей-то шуткой или случайно возникшим поводом, Маргарита Александровна произносила: «Смех без причины – признак кой-чего». Мы все понимали, что других вариантов, кроме «дурачины», под «кой-чего» не предполагается, но эту потенциально оскорбительную концовку пословицы Маргарита Александровна никогда не проговаривала.

А вдруг кто-то вздумает обвинить ее в том, что она обозвала ученика дураком? Не выйдет, товарищи! «Кой-чего» - это просто кой-чего.

Маргарита Александровна всегда держала руки скрещенными на груди (если только не возила указкой по географической карте). Это была ее привычная поза. Если кто-то из старшеклассников хотел изобразить географичку, было достаточно принять характерную позу, чтобы всем стало понятно, пародия на какой персонаж перед ними. Она любила медленно проходить между рядами, когда мы раскрашивали контурные карты, и каждый, около кого она приостанавливалась, начинал заштриховывать Албанию или Мексику с особой тщательностью. Иногда вследствие чрезмерной старательности высунув язык. Чем самозабвенней ученик заполнял цветом контуры чужого государства, тем строже велела Маргарита Александровна: «Аккуратнее, не мажь!».

Уроки географии мне нравились всегда. Теперь я понимаю, что не благодаря педагогическому мастерству учителя, а скорее вопреки ему. Мы последовательно и в строгом соответствии с программными требованиями изучали разные страны и экономику нашего обреченного государства, но уже тогда было понятно, что мир – шире и интереснее, чем описано в учебнике.

В самых отчаянных случаях, когда замечания про «признак кой-чего» не работали, Маргарита Александровна строго говорила: «Выйди в коридор и подумай!». Я так и не поняла, почему условия для подумать в коридоре были лучше, чем в географическом кабинете? Может быть, потому что в кабинете от мыслей нас отвлекал учитель?

В 9 классе между учительницей и учеником возникла конфликтная ситуация. Было очевидно, что географичка не права, но свою ошибку она никогда не признает. Мы были подростками, но не тридцатых годов, и потому решили отстоять свою позицию. Тогда это казалось принципиально важным. Исчерпав все пословицы и иные ресурсы педагогического шипения, Маргарита Александровна крикнула: «Выйдите в коридор и подумайте!». По ее расчетам, выйти из класса должно была два парня. Но мы вышли все. Встали и вышли.

Помню, с каким недоумением смотрела на нас Маргарита Александровна, как она расцепила руки и выводила ими круги, пытаясь дирижировать вышедшим из-под контроля классом.

Мы толпой весело бежали с пятого этажа на первый – навстречу свободе. До перестройки оставался ровно год.

Tags: заметки, личное
Subscribe

Posts from This Journal “личное” Tag

  • Просто добавь воды…

    Семь лет прошло, а события июля 2011-го я помню во всех деталях. Помню, как покупали билеты на поезд (он отправлялся из Москвы вечером и прибывал в…

  • Две мечты

    Есть у меня две мечты, которым не суждено сбыться. Кроме них, у меня имеется целый реестр желаний, шансы которых на реализацию находятся в диапазоне…

  • Источник интеллектуального вдохновения

    В последние годы (лет пять-семь) одним из моих интересов является мода, но не та, что представлена в глянцевых журналах, содержащих образцы того, за…

  • Руки с просьбами

    Когда я поступала в свой первый вуз, никаких единых экзаменов не было, но зато были вступительные, которые воспринимались абитуриентами как событие,…

  • Чувство родины

    Наше путешествие продолжается, и вчера мы прибыли в Хельсинки. О деталях поездки, которые могут быть интересны, я доложу по возвращении, а сегодня…

  • В «греческом» зале…

    В Концертном зале Чайковского я была бесчисленное количество раз: в школьные годы посещала концерты по абонементу, потом – просто так. Многократно…

  • Портрет по случаю дня рождения

    Всем, у кого есть день рождения, настоятельно советую его отмечать. Во всяком случае, я получила огромное количество приятных впечатлений в связи с…

  • Дороги, которые мы пропустили

    Когда я в последний раз была в учебном заведении (недавно во ВГИКе, в который меня пригласили в знак благодарности за оказанную профессиональную…

  • Мы – местные!

    Гуляю вчера по Курортному проспекту и вдруг ко мне обращается девушка: «Извините, а Вы – местная?». Не помню, на какой вопрос и когда я отвечала с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments