Краткий отчет об отпуске я обязательно представлю в ближайшее время (в письменном виде и, при необходимости, в трех экземплярах), но сейчас расскажу только об одной поездке и о том, где и как работают логопеды.
Большинство логопедов работают не в детских садах и поликлиниках, а в стационарах, медицинских и научно-практических центрах, специализация которых на речевой патологии может быть различной: от преодоления речевых расстройств как основного профиля деятельности (например, «Центр патологии речи и нейрореабилитации») до той же работы как части общего лечебного процесса.
Сегодня – про второй вариант работы.
Мы с вами приехали в городскую клиническую больницу, которая обслуживает москвичей совершенно бесплатно и находится в обычном жилом районе.
Логопеды работают только в тех отделениях, где лечатся пациенты, чьи заболевания сопровождаются нарушениями речи – в неврологических отделениях. Логопедическая работа начинается с первых суток пребывания в стационаре, а не тогда, когда пациент вышел из острого состояния.
После черепно-мозговой травмы или острого нарушения мозгового кровообращения восстановлением речи необходимо начинать заниматься сразу. Вопреки распространенному мнению, согласно которому логопед работает только в своем кабинете, первая помощь оказывается уже в палате интенсивной терапии и блоке нейрореанимации.
Обратите внимание на объявление, висящее над лампой в реанимации.
А еще обратите внимание на очень удобный способ дезинфекции рук.
Основной этап восстановительного лечения осуществляется либо у постели больного (если пациент лежачий), либо в логопедическом кабинете. Логопедическая помощь оказывается всем, включая инкурабельных, то есть неизлечимых, больных. Помните, я писала, что в задачи логопеда входит и преодоление дисфагии (расстройства акта глотания)? Существует несколько методик лечения дисфагии, но всегда – это очень трудоемкий процесс.
Большое значение имеет консультативная работа с родственниками. Зачастую она носит психотерапевтический характер.
Большая часть работы логопеда проводится в отдельном кабинете. Если при общении с другими врачами пациент может «отмолчаться», отвечая кивком головы или жестом, то в кабинете логопеда его речевые проблемы обнаруживаются во всей полноте, психологически травмирующей пациента. Речевая несостоятельность и ее преодоление становится «большим секретом для маленькой компании», состоящей из пациента и логопеда.
Чтобы не ставить человека в неловкое положение, предлагая сложные виды работы, и чтобы восстановить речь, согласуясь с этапами ее естественного становления, логопед старается начинать работу с доступных пациенту видов речевой деятельности. Болезнь отбрасывает взрослого человека назад, и поэтому начинать восстановление речи приходится, используя картинки.
По той же причине логопеды стараются как можно реже применять «страшные» медицинские приспособления, которых достаточно в арсенале любого специалиста. Никто не любит физических вмешательств, и все люди испытывают если не страх, то дискомфорт при совершении с ними медицинских манипуляций. Быть «нестрашным» важно не только при работе с детьми, но и при оказании помощи взрослым пациентам.
Чтобы ускорить восстановление речевой функции, в работу включается работа по восстановлению двигательных навыков. Такие панели нередко делают сами логопеды, а точнее - их мужья.
Даже на завершающем этапе нейрореабилитации логопедическая работа не прекращается. Все действия, включая бытовые, оречевляются.
Конечно, восстановление речевой деятельности, распавшейся вследствие мозговой катастрофы, требует времени, превышающего срок пребывания в стационаре, но конечный успех во многом зависит от логопедической помощи, оказанной сразу после травмы или инсульта.
Вот так, например, работают логопеды в одной из городских больниц.