Между логопедом-Быковым и реальным специалистом в области речевой патологии сходства не больше, чем между современным врачом и Айболитом Корнея Чуковского. Вроде бы все это понимают, и, тем не менее, считают, что логопед это тот, кто «ставит звуки». Если некто «выговаривает все буквы», значит, ему у логопеда делать нечего – вот самое распространенное мнение, касающееся логопедической работы.
Увы, но это совсем не так!
Речь – интегральная функция, которая нарушается при большинстве неврологических и психических заболеваний. Логопеды работают с разными видами речевой патологии, возникающей у лиц любого возраста.
Просто перечислю некоторые аспекты профессиональной деятельности: нарушения голоса (все виды органических и функциональных поражений голосовой функции), нарушения тембра речи, возникающие вследствие расщелин губы, неба; заикание; нарушения речи при сосудистых заболеваниях и черепно-мозговых травмах (прежде всего - все формы афазии); задержка и недоразвитие речи; отсутствие речи при сохранном физическом слухе и интеллекте (моторная и сенсорная алалии); нарушения письменной речи (недоразвитие, искаженное развитие, распад); нарушения глотания. Последнее (дисфагии) является одним из чрезвычайно актуальных направлений. Ой, чуть не забыла! Конечно, «дефекты дикции» - нарушения звукопроизношения, возникающие вследствие органических или функциональных проблем (дислалия, дизартрия), но это – самое простое и редкое, что встречается в работе специалиста.
Логопед, работающий в образовательном учреждении, помогает детям с негрубой речевой патологией.
В учреждениях здравоохранения логопеды занимаются преодолением серьезных речевых расстройств, работая как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Как правило, такая работа ведется целой бригадой специалистов (невролог, медицинский психолог, психиатр и др.), в состав которой логопед входит как один из партнеров.
На днях приведу какой-нибудь наглядный пример.