Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Заросший пруд или бескрайняя река?

Ажиотажу вокруг выставки Серова посвящается.

В 1888 году Московское общество любителей художеств (МОЛХ) объявило конкурс на лучшее произведение историко-бытовой, жанровой, пейзажной и портретной живописи. После Товарищества передвижников МОЛХ было одним из наиболее значимых художественных обществ в России, и участие в организуемых им выставках было ответственным и престижным.

Долгожданная выставка состоялась в декабре 1888 года.

Для Валентина Серова это был первый и очень удачный конкурс: за портрет девочки с персиками художник получил премию в размере 200 рублей.

В том же году открылась 8-я периодическая выставка МОЛХ. Окрыленный успехом, Серов привез на нее 3 своих полотна, среди которых был пейзаж «Заросший пруд», экспонировавшийся под названием «Сумерки».



Декабрьская выставка стала первой и для другого художника – Исаака Левитана. Художник представил сразу 10 живописных произведений, в том числе пейзаж «Вечереет», известный ныне под названием «Вечер на Волге».



Оба пейзажа (и «Сумерки» Серова, и «Вечереет» Левитана) написаны с натуры: один в родовом имении В.Д. Дервиза Домотканово Тверской губернии, другой – на Волге.

Серов признавался, что взял на образец манеру французских художников Шарля Добиньи и Теодора Руссо, представителей так называемой барбизонской школы, которая была прямой предшественницей французского импрессионизма. Пейзаж Левитана написан в реалистической манере и завораживает своей статичностью.

По окончании выставки картина Серова была приобретена меценатом и предпринимателем В. В. Якунчиковым. Пейзаж Левитана позднее был приобретен П.М. Третьяковым.

По решению конкурсной комиссии 1-я премия не была присуждена никому, 2-ю получил «Вечер на Волге» Левитана, а 3-ю – «Заросший пруд» Серова.

А какую картину выбрали бы Вы? Серова или Левитана?

Душевность простого мотива с его сложной внутренней жизнью или бесконечность пространства, в которой речная гладь уходит в горизонт?

Трогательную печаль или поэтическую проникновенность?


Tags: искусство, история
Subscribe

  • Участь маленьких «заброшек»

    С недавнего времени в нашем районе развернулась борьба с мелкими постройками, из которых давно выехали жильцы и конторы. Все они могут считаться…

  • Социализм в отдельно взятой чебуречной

    Я оказалась в ней совершенно случайно, если можно считать случайным острый приступ любопытства и ностальгии. Только любопытство и ностальгия (а не…

  • Где хранятся честь и совесть?

    Вся эта неделя у меня «выездная»: что ни день, то приходится ездить по разным учреждениям с разноплановыми производственными целями, общим свойством…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Участь маленьких «заброшек»

    С недавнего времени в нашем районе развернулась борьба с мелкими постройками, из которых давно выехали жильцы и конторы. Все они могут считаться…

  • Социализм в отдельно взятой чебуречной

    Я оказалась в ней совершенно случайно, если можно считать случайным острый приступ любопытства и ностальгии. Только любопытство и ностальгия (а не…

  • Где хранятся честь и совесть?

    Вся эта неделя у меня «выездная»: что ни день, то приходится ездить по разным учреждениям с разноплановыми производственными целями, общим свойством…