В 1888 году Московское общество любителей художеств (МОЛХ) объявило конкурс на лучшее произведение историко-бытовой, жанровой, пейзажной и портретной живописи. После Товарищества передвижников МОЛХ было одним из наиболее значимых художественных обществ в России, и участие в организуемых им выставках было ответственным и престижным.
Долгожданная выставка состоялась в декабре 1888 года.
Для Валентина Серова это был первый и очень удачный конкурс: за портрет девочки с персиками художник получил премию в размере 200 рублей.
В том же году открылась 8-я периодическая выставка МОЛХ. Окрыленный успехом, Серов привез на нее 3 своих полотна, среди которых был пейзаж «Заросший пруд», экспонировавшийся под названием «Сумерки».
Декабрьская выставка стала первой и для другого художника – Исаака Левитана. Художник представил сразу 10 живописных произведений, в том числе пейзаж «Вечереет», известный ныне под названием «Вечер на Волге».
Оба пейзажа (и «Сумерки» Серова, и «Вечереет» Левитана) написаны с натуры: один в родовом имении В.Д. Дервиза Домотканово Тверской губернии, другой – на Волге.
Серов признавался, что взял на образец манеру французских художников Шарля Добиньи и Теодора Руссо, представителей так называемой барбизонской школы, которая была прямой предшественницей французского импрессионизма. Пейзаж Левитана написан в реалистической манере и завораживает своей статичностью.
По окончании выставки картина Серова была приобретена меценатом и предпринимателем В. В. Якунчиковым. Пейзаж Левитана позднее был приобретен П.М. Третьяковым.
По решению конкурсной комиссии 1-я премия не была присуждена никому, 2-ю получил «Вечер на Волге» Левитана, а 3-ю – «Заросший пруд» Серова.
А какую картину выбрали бы Вы? Серова или Левитана?
Душевность простого мотива с его сложной внутренней жизнью или бесконечность пространства, в которой речная гладь уходит в горизонт?
Трогательную печаль или поэтическую проникновенность?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →