Когда продукт говорит «вас много, я одна», населению становится понятно, что наступило время дефицита, нивелировать негативные последствия которого может система нормированного распределения дефицитного продукта.
В России карточки впервые появились ровно 100 лет назад в связи с Первой мировой войной. Тогда, в 1916-ом, по карточкам стали продавать сахар.
Через год были введены хлебные карточки, и далее список продуктов, подлежащих нормированию, только расширялся.
Снабженческие кризисы не прекращались и вплоть до Второй мировой войны страна жила, активно пользуясь карточной системой.
Захотеть и купить граждане не могли. Либо не хватало товаров, либо – денег.
В СССР карточки были отменены только в 1947 году.
Ограничение отпуска товара «в одни руки» я помню и в 1990-е годы. До сих пор в памяти сохранилась женщина, которая, отстояв 3-часовую очередь за сахаром, забыла в магазине коляску со спящим младенцем. Через минут десять она примчалась обратно, и ее взгляд был почти безумным.
Система карточек и талонов в Москве исчезла в одночасье, когда цены были отпущены на волю. Хорошо помню тот день. С маленькой дочкой я зашла в ближайший гастроном, где накануне сверкали пустотой скучные прилавки, и увидела, что все, буквально все – есть! И мясо, и колбаса, и сливочное масло, и молоко, и творог! Всего много и все можно купить, не предъявляя никаких разрешительных документов!
Первый вопрос, который возник тогда в моей голове: «Где все эти продукты были вчера вечером?».
Второй: «Где взять деньги?».
Конечно, все это великолепие (пока еще - не разнообразие) стоило очень дорого, но оно было доступно. В тот день я сделала вывод, который остается актуальным до сих пор: нет ничего хуже, чем карточная система.
Лучше дороже и в свободной продаже, чем дешевле, но по карточкам!