Протянув кому-то страницу, мы не удивляемся, что он понял, о чем речь, почти сразу, едва пробежавшись взглядом сверху вниз.
Между тем встречаются такие люди (не пожилые!), которые при чтении начинают бормотать и шевелить губами. Зрительное сканирование они могут осуществить лишь в этом сопровождении.
Вот на днях даю одному специалисту, приехавшему за экспертным заключением, текст, напечатанный на компьютере, и специалист (женщина лет 40, имеющая высшее образование) начинает беззвучно артикулировать, как бы читая его вслух.
Вообще молчаливое чтение, то, которое мы традиционно называем «про себя», возникло относительно недавно. Древние тексты писались без пробелов, поэтому если бы их читали беззвучно, понять содержание было бы сложнее. Проговаривание позволяло определить границы предложений и мыслей.
Первоначально тексты предназначались для публичного зачитывания, и молчаливое чтение фактически противоречило социальному назначению письменности. Например, эпитафии и надписи на могильных камнях, нередко подробные и детальные, предполагались как объекты для чтения вслух, а никак не про себя.
Всякие должностные лица громко зачитывали тексты документов, которые должны были быть донесены до народных ушей.
Однако древние чтецы, очевидно, были не такими грамотеями как любой выпускник современной средней школы. И, возможно, это – основная причина чтения вслух. Так почему же специалист, имеющий высшее образование и большой навык работы с документацией, не может прочитать текст про себя?