Симуляция - предъявление несуществующих признаков психического расстройства. К осознанному и целенаправленному притворству, как правило, прибегают для уклонения от уголовного наказания, службы в армии, работы/учебы, а также для извлечения материальной выгоды (социальные, компенсационные выплаты). Кстати, за уклонение от воинской службы путем симуляции болезни предусмотрена уголовная ответственность (ст. 339 УК РФ), причем под симуляцией в УК понимается и сознательное преувеличение объективно существующего расстройства. В психиатрии и клинической психологии оно имеет отдельное название:
Аггравация - преувеличение незначительно выраженных психических нарушений. Аггравация не всегда является умышленной. Есть ряд психических расстройств, при которых пациенты на самом деле переоценивают серьезность отдельных симптомов или тяжесть своего болезненного состояния в целом (при этом они могут недооценивать другую симптоматику). Сознательная аггравация используется с той же целью, что и симуляция, становясь разновидностью последней на ряду с еще одной «обманкой»:
Метасимуляция - предъявление психопатологической симптоматики ранее перенесенного психического заболевания, которое к моменту обследования уже прошло. Наиболее характерно воспроизведение симптомов закончившегося заболевания для лиц, имеющих в анамнезе реактивные психозы – получив опыт психотических переживаний, они используют его для достижения своих целей (как правило, тех же, что порождают симуляцию).
Есть симптомы и синдромы, которые симулируются чаще. Источником вдохновения обычно служат наблюдения за психически больными, сведения из специальной литературы, советы родственников.
В ТОП-7 входят классическая депрессия, галлюцинаторные феномены, бредовые расстройства, элементы псевдодеменции, ступор, мутизм, суицидальное поведение.
Увы, но отсутствие достаточной теоретической подготовки, как правило, приводит к цирковому представлению, в котором демонстрируются несовместимые симптомы из разных клинических картин. В особенности, если исполнитель берется за разыгрывание симптомов, требующих значительного эмоционального напряжения и сил (например, нарушения мышления, слабоумие).
С симуляцией симптомов психических расстройств и ее вариациями специалисты очень часто сталкиваются в практике экспертизы, и редко в лечебно-профилактических учреждениях. Значительно чаще там встречается противоположное явление:
Диссимуляция - сокрытие или утаивание психически больным проявлений своего болезненного состояния. Пациентам невыгодно признаваться в наличии/сохранении болезни, если они нацелены на выписку, зачисление на желаемую работу/учебу, получение водительского удостоверения и т.д. Как только болезнь становится позорной/невыгодной/ограничивающей, пациент делает попытку «затушевать» расстройство, скрыть жалобы, изобразить состояние, которое, по мнению больного, соответствует нормальному.
Реже остальных в психолого-психиатрической практике встречается
Сюрсимуляция – изображение чуждых симптомов. В данном случае пациент, действительно страдающий каким-либо психическим расстройством, предъявляет картину другого патологического состояния. Сюрсимуляция в большинстве случаев носит некорыстный характер, она встраивается в болезненные изменения личности больного, обнажая тяжесть состояния.
Распознавание установочного поведения для специалистов не представляет особого труда. Оно является одной из задач клинико-психологического исследования. То, что может не обнаружиться даже при длительном динамическом наблюдении, легко выявляется в ходе патопсихологического экспериментального исследования.