

Эти сады были разбиты на месте бывшего русла Неглинки по проекту Осипа Бове спустя несколько лет после пожара 1812 года.
Я люблю Средний сад, потому что в нем можно отдохнуть и полюбоваться природой, а вот Верхний сад – типичный регулярный, пропитанный царизмом и патриотизмом, мне нравится меньше.

В Верхнем саду сосредоточены многие символы советской эпохи, которые мирно уживаются со свергнутым этой эпохой царизмом.


Близость крупного торгового комплекса на Манежной площади добавляет саду налет коммерции и суеты.

Единственное, что здесь является по-настоящему садовым – цветы и деревья.


То, что придает саду статус объекта паркового искусства – Итальянский грот «Руины», сооруженный в 1841 году в память о московском пожаре. Белые мраморные колонны и арка из черного гранита и красного кирпича создают контраст.

В кладке грота видны обломки московских зданий, разрушенных в 1812 году.

Грот – чудесное сооружение, в котором патриотические чувства избавлены от пафоса, но не лишены душевности. Со смотровой площадки, охраняемой двумя львами, открывается приятный вид.

А вообще Верхний сад это не только мир военного триумфа, но и сфера, полная ограничений.


Пройдя под Троицким мостом, мы входим в Средний сад, по длине равный Верхнему. Средний сад, так любимый мною, это тенистые аллеи, мягкие газоны и тишина.

Средний сад – скорее пейзажный, чем регулярный.

Здесь нет табличек, запрещающих вступать на газоны.

Зато здесь есть 200-летний дуб

и великолепные гортензии

В Среднем саду, отличающемся от Верхнего как по внешним признакам, так и внутреннему настрою, меньше посетителей и пафоса. Здесь просто очень хорошо.
