Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Гиподиагностика

Проблемой некоторых специалистов, много лет работающих с детьми с отклонениями в развитии, является недооценка глубины имеющихся нарушений. С течением времени уровень их требований снижается, а порог терпимости к отклонениям повышается.

Думаю, что такая толерантность к расстройствам, при которой специалист, постоянно контактирующий с не-нормой, «забывает», какой эта самая норма является, лучше, чем гипердиагностика, но…


Многократно сталкивалась с такой ситуацией: психолог/логопед/врач обследуют ребенка и видят в нем преимущественно хорошее. В процессе обследования они его постоянно хвалят, оказывают ему поддержку и помощь, чтобы ребенок продемонстрировал хоть какой-то успех.

- Давай я еще раз повторю. Слушай внимательно! Ты же умный мальчик! Умничка!

Вдохновляемый со всех сторон благожелательно настроенной публикой, ребенок с пятой попытки выдавливает односложное слово…

- Смотрите, он это повторил!
- Ай, какой молодец! Правильно разложил последовательность картинок!

При этом они не учитывают (хотя и прекрасно знают), что он повторил одно слово в том возрасте, когда должен повторять фразу из пяти слов; разложил серию картин, которые рассчитаны на малышей, и т.д. Специалист видит, что ребенок не справляется ни с одним заданием возрастного диапазона сложности, но расставляет акценты так, что недоразвитие начинает восприниматься как задержка. И все бы ничего, если после череды обследований детей с отклонениями в развитии не пообщаться с их здоровыми сверстниками. Вот тут и обнаруживается глубокая пропасть между нормативными возрастными возможностями и актуальным уровнем достижений пациентов.

Я помню, как моя однокурсница, много лет проработавшая в детском специализированном учреждении, была поражена развитию своего собственного ребенка. Она всегда очень тепло относилась к своим пациентам, видела в них большие перспективы, замечала каждую удачу и новое умение. Когда она родила сына, ее стаж работы по специальности приближался к двадцати годам.

Однажды я поинтересовалась ее впечатлениями от материнства (в возрастном плане – довольно позднего).

- Оля, я до сих пор не перестаю удивляться: пятилетние дети говорят как взрослые! Они рассуждают, делают выводы, формулируют мысли! Совершенно обычные, нормальные дети! Никакие не вундеркинды!

Когда я увидела ее ребенка, то убедилась: это – нормальный ребенок, развивающийся без опережения и особых талантов. Нормальный. Такой, какой он и должен быть.

После этого в свои лекции я включила больше материала, отражающего закономерности нормативного развития. Мы привыкли учить студентов диагностировать и дифференцировать отклонения, мы подробно рассказываем им обо всех вариантах дизонтогенеза, мы нацеливаем их на работу с симптомами и синдромами, а потом выясняется, что очень полезно почаще общаться с нормой, чтобы не терять «остроту» профессионального зрения и не считать отклонения – вариантом нормативного развития.


Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Где тут паблик спейс?

    Где у вас тут паблик спейс? Вот каких только вопросов не задают пациенты и их родственники, но такой я услышала впервые. Обычно интересуются…

  • Издержки искусства

    У нас в клинике возникла необходимость создать видеоролик или слайд-шоу, наглядно отражающие нашу деятельность. Разумеется, можно было «нанять»…

  • Чему учиться век?

    Начну с хорошего (да и продолжу хорошим – это очевидно). Хорошее состоит в том, что я с радостью хожу на работу. Когда на некоторое время такая…

  • Даже не думай!

    «…и не думай работать в праздники! Желаю тебе забыть про работу хотя бы на эти дни и вообще о ней не вспоминать! Поняла?». Я сказала, что поняла, но,…

  • Кто такой медицинский работник?

    Реальная практика и ее законодательная база нередко бывают не синхронизированы: то закон уже принят, а для его реализации нет практических условий,…

  • Случайные люди

    На днях от одного старшего коллеги услышала такое суждение: в психиатрию и в медицинскую психологию люди попадают двумя путями: либо случайно, либо…

  • Пуганные вороны

    Психическими расстройствами страдает четверть населения Земли, при этом тяжелые заболевания встречаются реже, чем те, которые принято именовать…

  • Частная практика: работа на себя или против всех?

    Когда я наблюдаю за тем, как мои коллеги пытаются повысить уровень своего благосостояния, я всякий раз убеждаюсь: жизнь – несправедлива! Вот группа…

  • Встречи с населением

    В последнее время мы стали практиковать новую форму работы – так называемые «встречи с населением». Эти встречи, изначально задуманные как семинары с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments