Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Можно ли перебивать учителя?

В советской школе нас учили, что перебивать учителя нельзя ни в коем случае, а задавать ему вопросы без специальной команды - нежелательно. Когда в 1988 году в составе группы ленинских стипендиатов я впервые попала в Европу, в Будапешт, нас поразила не столько набережная Дуная, сколько свободное поведение детей на классных уроках. Мы посещали медицинские центры, в которых дети, имеющие разнообразные отклонения в развитии, не только проходили курс лечения, но и обучались. Чтобы у нас не сложилось фрагментарного представления о том, как устроено здравоохранение и образование, для расширения нашего кругозора были организованы посещения школ для здоровых детей. И в них мы увидели тот же стиль общения учителя и ученика - свободный, лишенный строгой регламентации и дисциплинарных ограничений. Во время выполнения заданий дети вставали со своих мест, непринужденно перемещались по классным комнатам, подходили к учителю, задавали ему вопросы. Позднее нечто подобное я наблюдала во многих странах.


Следует отметить, что поведенческие модели, в том числе, те, которые направлены на соблюдение порядка, формируются в детстве. Между тем требование не перебивать учителя, выражать ему видимые признаки уважения не приводят к тому, что ученики вырастают в законопослушных граждан. За фасадом почитания к вышестоящим (в широком смысле слова) незаметно для окружающих вырастает другая привычка: руководствоваться принципом "обходного пути".

Так зачем в советских школах детей приучали к дисциплине? Опыт показывает, что законопослушание не является национальной особенностью, значит, должна быть другая цель.

Запрет на то, чтобы вставать с места, перебивать учителя, высказываться свободно, допускать ошибки, формирует готовность принимать неравенство распределения власти во взаимоотношениях. Тот, кто наделен властью (в глазах ребенка это - учитель), и тот, кто ее лишен (ученик), имеют разные права. Именно это должен был усвоить советский школьник. Готовность принимать высокую централизацию власти, подчиняться строгой системе оценивания, постоянно учитывать социальную иерархию - вот цели, ради достижения которых детям запрещается перебивать учителя.

Между властью и человеком должна быть дистанция - вот главный урок школьной дисциплины.

Tags: заметки
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Кто должен писать книги?

    Не знаю, есть ли в мире литературы что-то, что я люблю больше, чем нравоучительные книги… Разумеется, я имею в виду не всевозможные инструкции и даже…

  • Лишние мысли

    Есть только три категории людей, которые не испытывают страха смерти: безумцы, суициденты и глубоко верующие. Все остальные боятся смерти, то есть…

  • О воскресных проповедях

    Когда я слушаю проповедь, иногда мои мысли улетают в сторону, совершая замысловатые пируэты. Не теряя связи с исходным суждением, сказанное пастором…

  • Что мешает мухосранцам?

    Интересная дискуссия развернулась в комментариях к одному из недавних постов. Правда, «интересной» я ее могу назвать условно – она была скорее…

  • Недохозяева

    Много лет мечтаю побывать в Выборге, но не решаюсь туда поехать, предполагая, как мне будет жаль увидеть места, которые могли бы быть ухожены при…

  • Из трех зол

    На днях в одной компании приятелей возникла легкая дискуссия о том, какого чувства лучше быть лишенным. Точнее – не лучше, а наименее чревато…

  • Было или не было?

    Известно, что средняя продолжительность жизни медленно, но неуклонно увеличивается. Также известно, что раньше, до исторического материализма, люди…

  • Думы о будущем

    Думаю, что среди нас есть те, кто помнит обещание обеспечить отдельной квартирой каждую семью. Каждую, но - к двухтысячному году. Тогда, в середине…

  • Одна фуражка

    Политическая жизнь – последнее, что вызывает у меня интерес, поскольку я предпочитаю то, что правдиво, тому, что построено на разнообразных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 137 comments